Новые правила продажи подержанных авто: что думают продавцы и покупатели
В Беларуси меняются правила продажи подержанных авто: подписанный 18 июля 2022 года указ вступит в силу через шесть месяцев. Законодатели уверены, что он поможет защитить интересы покупателя. «7 Дней» разберется, что думают о принятом документе участники сделок и специалисты.
В чем суть новых правил
В Министерстве антимонопольного регулирования и торговли называют еще одну причину, по которой был принят документ, внесший изменения в Указ Президента от 15 октября 2007 г. № 504 "О некоторых мерах по упорядочению сделок по отчуждению транспортных средств". Новые правила упростят заключение договоров при отчуждении машин и условия ведения бизнеса в сфере их купли-продажи.
— Теперь договоры будут заключаться в письменной форме. В качестве альтернативы — возможность их нотариального удостоверения, без оформления документа в регистрационных органах. Такая необходимость исключается, когда человек продает свой автомобиль юридическому лицу (индивидуальному предпринимателю), — уточняет начальник отдела методологии Министерства антимонопольного регулирования и торговли Ирина Шпак. — Определяются обязательные условия договора купли-продажи, мены и дарения автомобиля. Например, таковыми являются указание сведений об отсутствии ограничений (обременений) на транспортное средство, ответственности сторон в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения ими условий договора. Конкретизирован момент перехода права собственности на машину.
— Для передачи в регистрирующие органы информации о нотариально удостоверенных договорах с 1 января 2023 года между Белорусской нотариальной палатой, МВД и Минсельхозпродом предусматривается организация межведомственного информационного взаимодействия посредством общегосударственной автоматизированной информационной системы, — отмечает Ирина Шпак.
Чтобы в продажу не попала машина, находящаяся в розыске, с поддельными и измененными номерами, для торгующих авто в розницу отменяют счет-справки — их выдача покупателям не будет обязательна. Для прозрачности сделки оплата разрешена только в безналичной форме. Но если купля-продажа происходит между физическими лицами, право выбора формы расчета сохраняется.
Что думают продавцы
Михаил продает подержанные авто уже более 20 лет. Он замечает: разговоры о том, что такой документ будет принят, ходили уже давно. На ценах авто он никаким образом не скажется.
— Если июльский указ обезопасит покупателя, то будет очень хорошо, — считает мужчина. — Ведь многие перекупщики трудятся легально, платят налоги и не хотят нарушать закон. У каждого наработана репутация и клиентура. Уберут счет-справки? Пожалуйста! У нас и сейчас нет трудностей по совершению сделок. К примеру, инвалид или член многодетной семьи оформляет на меня доверенность, по которой я ставлю машину на учет в ГАИ. Какие проблемы?
В целом же, уверяет Михаил, на авторынке сейчас ситуация не самая радужная. Клиентов хватает, особенно россиян, которые раньше предпочитали делать такие покупки у себя на родине. Но там уже раскупили все более-менее приличное. Хотя большого ассортимента и в Беларуси уже нет. Особым спросом пользуются марки "Фольксваген", "Рено", "Пежо", "Ситроен".
— По сравнению с прошлым годом ситуация в Европе ухудшилась: на "первички" очереди стали гораздо длиннее,
поэтому граждане ЕС не спешат расставаться со своими подержанными машинами. Нам приходится буквально выискивать хороший экземпляр, — замечает Михаил.
На рынке в Малиновке авто за последний год подорожали в среднем на 2-3 тысячи евро, в премиум-сегменте — на 5 тысяч и больше.
— Но хуже всего обстоят дела с запчастями, — уверяет собеседник. — Продавцы, когда началась "болтанка" со стоимостью валют, заложили курс доллара из расчета к рублю 1:5, а то и 1:8. Ситуация стабилизировалась, а цены на запчасти назад не откатили.
Вот пример. Для "Пассат Б8" стоимость газораспределительного механизма в Польше составляет 380 злотых (примерно 205 белорусских рублей), у нас — 1130 рублей. А ведь раньше в Беларуси эту запчасть спокойно можно было приобрести за 250 рублей.
Совет от Михаила для тех, кто планирует купить авто с пробегом: займитесь поиском заранее. Сейчас приобрести что-то стоящее за адекватные деньги очень сложно.
А что покупатели?
Артур, покупатель авто на вторичном рынке:
— Меняю автомобили довольно часто: хочется попробовать разные "моторы". Но всегда отношусь очень внимательно к покупкам, ведь они дорогие, а нарваться на мошенников раньше можно было даже в автохаусе. Всегда проверяю машину, которую планирую купить, через реестр движимого имущества, обремененного залогом. Заплатил за три запроса 16 рублей, ввел данные по VIN-номеру понравившихся иномарок — и точно знаю: "чистое" авто или нет. Почему некоторые покупатели не пользуются электронной базой, не понимаю.
Никогда не рассматривал покупку машины, привезенной из России. Дело в том, что наши регистрационные отделы ГАИ не видят российских залогов. Пока продавец-россиянин платит кредит, машина не числится в угоне или розыске. В базе Федеральной нотариальной палаты и ГИБДД РФ она появится только тогда, когда перестанут поступать платежи. А к тому времени "железный конь" может быть продан доверчивому белорусу.
Июльский указ поддерживаю обеими руками. Считаю, что это еще один плюс в копилку покупателей. Документ законодательно обезопасит нас от мошенников на рынке вторичных автомобилей. Серых схем и машин с сомнительной репутацией станет меньше, а возможно, они и вовсе исчезнут.
Белорусские СМИ не раз писали о том, как счастливый обладатель бэушной иномарки через какое-то время узнавал, что купил так называемое залоговое авто. В итоге машина изымалась, а ее владелец оставался ни с чем. Теперь в подобной ситуации обманутая сторона сможет признать договор недействительным.
Источник: onlinebrest.by