Белоруска попала в ДТП и согласилась на «Европротокол». Выплат на ремонт не хватало. Что делать?
При мелких авариях водителям всё чаще советуют самостоятельно заполнить извещение о ДТП (оно же европротокол) и разобраться с последствиями инцидента без привлечения ГАИ. Так, мол, и время сэкономите, и штрафов избежите, да и заторы на дороге собраться не успеют. Конечно, плюсов у этого документа много, но на практике иногда проявляются и очевидные минусы.
Так ли хорош европротокол и какие подводные камни могут быть после его оформления? Что делать, если на ремонт повреждённого автомобиля не хватило 800 евро — лимита по извещению? Журналисты av.by разбирались в данных вопросах.
«Это было первое ДТП, никакого опыта в его оформлении у меня не имелось»
Рассказываем вам историю читательницы из Гродно. В январе она попала в ДТП на трассе М6. Аварийной ситуации поспособствовали и плохие погодные условия, и не очищенная от снега проезжая часть.
— При обгоне моей машины водитель не справился с управлением и влетел в зад моего авто, — рассказывает гродненка. — Удар был, конечно, не очень сильным, но автомобиль затрясло знатно. Когда я вышла из него, увидела, что бампер помят, а всё остальное было целым. На повреждения другой машины я даже не смотрела.
После этого девушка вызвала ГАИ. Сотрудники приехали очень быстро.
— Первым делом они спросили, есть ли пострадавшие. Таковых, к счастью, не оказалось. Потом они осмотрели мой автомобиль и предложили заполнить европротокол. Это было моё первое ДТП, никакого опыта в его оформлении у меня не имелось. И о таком документе я ничего не знала. Я позвонила мужу, передала трубку сотруднику ГАИ. Тот сказал супругу, что в автомобиле повреждён только бампер, а максимальная сумма выплат по европротоколу составит 800 евро, мол, этого должно хватить. И мы согласились на извещение.
Однако позже, при осмотре автомобиля в страховой компании, стало известно, что пострадала не только вышеуказанная часть. У машины оказалось примято крыло, а бампер был не просто повреждён, а разорван, то есть под ним имелись скрытые дефекты задней панели.
— Мы позвонили в дилерский центр, где покупали четыре года назад авто, и спросили, сколько будет стоить бампер. Некрашеный элемент без учёта работы оценили там в 1 900 рублей! Начали изучать другие сайты, где можно купить бэушный компонент. Цены видели разные: от 70 до 800 BYN. Правда, 70 рублей стоил китайский аналог, на который продавец не давал никаких чеков. Мастер СТО не советовал его покупать, так как нет гарантии, что он может ровно встать. Из скрытых повреждений — сломана задняя панель. На станции, куда мы обратились за ремонтом, нам однозначно сказали: 800 евро на процедуры не хватит, поскольку запчасти пойдут на замену.
Иллюстрация для примера
И хоть эта история закончилась хорошо (читателям удалось найти СТО, где в сумму ремонта они всё же вписались), но есть и другие случаи, когда потерпевшей стороне придётся доплачивать за ремонт из своего кармана. Ну или идти в суд, чтоб добиться возмещения от виновника аварии.
«Небольшая вмятина, а дверь пришлось менять полностью»
Определить полученный ущерб объективно не может ни сотрудник ГАИ, ни владелец машины, если тот, конечно, не эксперт. Что делать в таких случаях? За объяснениями мы обратились к оценщику транспортных средств при ДТП, а также к юристу.
— Сейчас участились случаи, когда ГАИ, приезжая на место ДТП, настоятельно рекомендует его участникам составить европротокол. Рассказывают о штрафах, говорят, что виновника лишат прав, и так далее. И люди многие соглашаются на извещение, жалея своё время и инициатора аварии, а потом платят из своего кармана, — рассказывает независимый оценщик, который пожелал остаться анонимным.
— Бывает и такое, что водители сами выбирают европротокол, не особо вникая в нынешние цены на запчасти и ремонт. А они сейчас очень выросли в связи с затруднённой логистикой. К тому же не всегда удаётся их найти. Приходится заказывать детали из-за границы, что тоже повлияет на конечный прайс. Минимальная стоимость нормо-часа кузовных работ — 70 рублей. А может достигать и 105 рублей. Многое зависит от машины: чем она старше, тем дороже. Поэтому суммы по данному документу хватает далеко не всегда.
— А в каких случаях можно оформить европротокол без сомнения?
— Если машина гарантийная, то в ней должно быть не более одного повреждённого элемента. Тогда выплат по европротоколу хватит. Когда компонентов больше, цена значительно вырастает. Если машине от трёх до десяти лет, элементов повреждённых может быть два-три — в таком случае тоже есть вероятность, что суммы по извещению окажется достаточно. Но желательно, чтобы испорченные детали не подлежали замене. Поскольку, как я уже говорил, запчасти сейчас стоят дорого, даже бэушные. На первый взгляд может показаться, что дефект незначительный, а потом вы приезжаете к специалисту, а тот говорит: «Надо менять, потому что сделать это качественно я не могу».
Собеседник приводит пример, когда небольшая вмятина в дверях Vоlvo вылилась в полную их замену.
— Девушка после ДТП согласилась на оформление европротокола. А когда поехала на СТО, ей сказали, что двери подлежат замене. Найти в Беларуси такие комплектующие не смогла. Пришлось заказывать из Польши. Покупка одной только двери обошлась ей в 4 500 злотых — это 1 000 долларов. К тому же автовладелица должна будет заплатить за покраску и другие работы. Выплаченных денег ей не хватит, придётся довносить самой.
— Как понять, что в автомобиле нет скрытых повреждений? Ведь они не всегда заметны даже опытному мастеру без дополнительных манипуляций?
— Я всегда советую людям открыть и закрыть все двери, а также крышку багажника. Если они закрываются без проблем, ничего не мешает, не изменяются зазоры, тогда, возможно, повреждений скрытых нет. Если появляется хоть капелька сомнений, вызывайте сотрудников ГАИ и оформляйте протокол. Вот ещё один пример. Машине примяли капот, из-за чего треснуло крепление фары. У некоторых авто есть ремкомплекты — это предусмотрено заводом. Стоят они 100 рублей, ну ещё за демонтаж и монтаж заплатите. А бывает, что ремкомплекта нет и надо покупать новую фару! Например, на свежий Hyundai Accent деталь будет стоить от 2,5 до 3 тысяч рублей. Это уже лимит европротокола.
— А в каких случаях могут быть ещё подводные камни при составлении такого извещения?
— Например, когда в машине находится имущество, которое в результате ДТП повреждено. Если будет оформлен европротокол, вы не сможете возместить ущерб за вещи. Вот случай с мотоциклистом. Его на дороге кто-то подрезал, из-за чего он упал. На пластике его транспортного средства было повреждение, также поцарапана мотоэкипировка, стоящая немалых денег. Мужчина согласился на европротокол, но в таком случае ему возместят только ремонт мотоцикла.
— А была бы классическая справка от ГАИ — он мог бы написать два заявления в страховую: по имуществу и транспортному средству. Или случается, что человек не сразу почувствовал какое-то недомогание. Ушиб или другая травма, например, проявились к вечеру. Пострадавший едет в больницу, где ему назначают лечение. Если по этому ДТП был оформлен европротокол, никто стоимость лекарств не возместит.
К слову, подводные камни есть не только для потерпевшей стороны, но и для инициатора происшествия. Предположим, у виновника автомобиль застрахован по каско и он также пострадал при аварии. При оформлении европротокола лимит 800 евро будет распространяться и на ремонт этого авто, несмотря на наличие более продвинутой страховки!
К тому же, согласно законодательству, пострадавший в случае превышения стоимости ремонта может обратиться в суд. И тогда разницу между страховыми выплатами и реальной стоимостью устранения изъянов будет погашать виновник.
Комментарий юриста: «При отказе в возмещении потерпевший вправе обратиться в суд с такими требованиями»
— В соответствии со ст. 933 ГК Республики Беларусь вред, причинённый личности или имуществу гражданина, а также вред, причинённый имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объёме лицом, причинившим вред. Однако при составлении европротокола лица, его составляющие, по объективным причинам не в состоянии в полной мере на месте ДТП определить масштаб повреждений, а также наличие скрытых повреждений. Соответственно, предполагается, что суммы страхового возмещения при ремонте повреждённого автомобиля может оказаться недостаточно. Такая ситуация предусмотрена законодательством, — комментирует Андрей Левченко, юрист, председатель правления общественного объединения по защите прав потребителей «Правовое решение».
— В соответствии со ст. 941 ГК Республики Беларусь юридическое лицо или гражданин, застраховавшие свою ответственность в порядке добровольного или обязательного страхования в пользу потерпевшего (ст. 823, пункт 1 ст. 825), в случае когда страхового возмещения недостаточно для того, чтобы полностью возместить причинённый вред, возмещают разницу между страховым возмещением и фактическим размером ущерба, — продолжает специалист.
— В такой ситуации потерпевший вправе обратиться к лицу, виновному в причинении вреда, предъявить документы, подтверждающие наличие и устранение не указанного в протоколе повреждения, стоимость материалов и работ, и потребовать возмещения разницы между страховым и фактическим размером ущерба. При отказе в возмещении потерпевший вправе обратиться в суд с такими требованиями. Судом будет разрешаться вопрос о назначении автотехнической экспертизы для установления причинно-следственной связи между ДТП и имеющимся скрытым повреждением. Если выводы экспертизы подтвердят такую связь, то при совокупности доказательств и предоставленных материалов по делу судом будет разрешаться вопрос об удовлетворении требований потерпевшего.
Что ещё нужно знать о европротоколе?
Тем не менее напомним вам основные условия, при которых можно заполнить указанный бланк, если вы всё же решитесь на оформление европротокола:
- — в ДТП участвовало два автомобиля (но не более и не менее);
- — в ДТП повреждены только транспортные средства и не повреждено другое имущество;
- — в ДТП не причинён вред жизни и здоровью;
- — у обоих участников имеются действующие договоры обязательного страхования автогражданской ответственности;
- — у обоих участников имеются действительные водительские удостоверения;
- — водители не имеют претензий к состоянию друг друга, то есть они трезвы. Если есть подозрения в трезвости второго участника ДТП, лучше вызвать ГАИ;
- — водители пришли к взаимному согласию по поводу того, кто из них причинитель вреда, а кто — потерпевший. И они согласны с тем, что размер вреда не превышает 800 евро по каждому автомобилю.
Источник: onlinebrest.by